Утро. Рассвет. Аэропорт.

Мы летим в Гималаи! В самое их сердце, чтобы увидеть самые высокие горы на планете, чтобы посетить самый высокогорный храм в мире и чтобы спеть мантру Ом так, как еще никто не пел до нас и не споет после!

Когда мы приехали на такси в аэропорт Покхары, я подумал, что это самый маленький аэропорт, из которого мне до сих пор приходилось улетать в своей жизни. Но когда мы прилетели в Джомсом, я понял, что аэропорт этого населенного пункта еще меньше.

Кукурузник авиакомпании Tara Air вместил в себя порядка 15 человек, двух пилотов и стюардессу, разносящую сладкие леденцы. Наш багаж, состоящий из двух треккинговых рюкзаков, тоже чудом оказался на борту.

Мы забили себе самые козырные места рядом с кабиной пилотов, которая отделена от салона с пассажирами небольшой перегородкой. Пилоту, подмигивающему и машущему рукой в камеру, явно льстило, что мы снимаем.

А снимали мы восьмитысячник Дхаулагири, раскинувшийся по западную сторону от долины реки Кали-Гандаки.

Аэропорт Джомсона является одним из самых сложных аэропортов мира для взлетов и посадок воздушных судов из-за высокогорного (2682 м над уровнем моря) расположения в ущелье реки Кали-Гандаки. Аэропорт работает только по утрам, так как в дневное время в долине Кали-Гандаки поднимается сильный ветер, делающий авиаперевозки невозможными.

Единственное в истории крушение в этом аэропорту произошло 12 мая 2012, когда самолет при заходе на второй круг коснулся крылом горного склона.

Наш трек пролегал по маршруту Джомсон — Кагбени. Разницы в высотах между этими населенными пунктами почти нет, поэтому наш путь был большей частью пологим.

Прежде всего, у нас проверили наши пермиты на чек-посту в Джомсоне. Чек-посты находятся в каждом крупном населенном пункте. За отсутствие пермита полагается штраф в размере, превышающим стоимость пермита в два раза.

Обидным оказалось то, что трек совмещен с автомобильной трассой, поэтому примерно раз в 10 минут приходилось отворачиваться и закрываться тряпочкой, чтобы не наглотаться пыли, поднимающейся от колес автобусов, джипов и мотоциклов.

Долина реки знаменита также тем, что разрезает Большой Гималайский Хребет между двумя высочайшими вершинами мира — Аннапурна и Дхаулагири, каждая из которых выше 8000 м, расстояние между вершинами — 35 км. Сама же река на участке между этими горами проходит на высоте 2540 метров, поэтому Калигандакское ущелье — самое глубокое ущелье в мире.

После трех часов треккинга мы наконец оказались в деревне Кагбени и стали искать место для ночлега. Лоджии, или гестхаузы, или «чайные домики», как их иногда называют, на треке в Непале — эта та уникальная особенность, которая отличает непальский треккинг от всех остальных. Примерно так же, как наличие хижин в Новой Зеландии отличает треккинг в этой стране от других.

Обычно стоимость ночевки в двухместной комнате обойдется в 200-500 рупий (зависит от наличия удобств и высоты, на которой расположена деревня). Если повезет, можно найти приют с горячим душем. В крупных деревнях чаще всего хотя бы одно приличное место для ночлега найти можно. Главное — иметь при себе достаточно денег, потому что в основном траты идут на пропитания в лоджиях, нежели на само проживание. В некоторых случаях за ночлег с вас могут не взять вовсе, зато попросят питаться у них.

Мы решили не останавливаться в первом попавшемся гестхаузе, а поискать что-нибудь поинтереснее.

И нашли! В центре деревни есть хороший гестхауз The Green Kitchen, в котором прорекламирован ресторан органической кухни. Насколько я понял, в нем живет семья из бабушки, мамы и дочки. Милый трехэтажный домик, сносные цены, имеется магазин, в котором я нашел органический мед.

Получив свою порцию еды, мы отправились спать и проспали ни много ни мало 13 часов. Акклиматизация к высоте — штука серьезная!