После двух дней пути мы оказались в священной деревне Хампи. Затерянное в джунглях поселение, которое еще полвека назад было известно только узкому кругу индийских историков, стало нашим домом на ближайшие три дня, за время которых мы должны были посетить самый важный для нас объект — средневековый храм Кришны.

Но не только это привлекло нас сюда. Необычный ландшафт, созданный природой и человеком, — это еще одна важная достопримечательность. Кому как ни нам, фотокорреспондентам, посещать такие места, а если еще учитывать тот факт, что жили мы у местных жителей, до которых только начинала дотрагиваться цивилизация, то это был поистине уникальный опыт. Не поделиться им было бы просто непростительно.

Нандини — хозяйка дома, в котором мы остановились, — каждый день мыла посуду так, как это делают в деревне: в холодной воде, на камнях. Стирают там примерно так же, но, опять же, лишь те, до кого еще не дошла цивилизация.

До наших хозяев она, как мы заметили, дошла незадолго до нашего приезда, поскольку шланги от стиральной машины еще даже не были подключены.

Деревенский санузел — все, как и у всех: душ и унитаз (вернее, его отсутствие) в одном пространстве.

Переходя от стула к столу, на завтрак Нандини приготовила овощной кускус — немного соленый, чуть-чуть острый и совсем не сладкий. Чтобы немного притупить этот остро-соленый вкус, которым так богата индийская кухня, мы почти к любому блюду просили индийский йогурт, который называется словом «curd». Это что-то вроде русской простокваши, а если ее еще взбить, то получится ласси. А если в ласси добавить свежую зелень, огурец, болгарский перец и некоторые пряности типа зиры, то получится овощная райта.

Одна байкерская поговорка гласит: «Четыре колеса возят тело, а два — душу». Если так, то тогда три колеса — удел туриста, приехавшего в Индию. Но мы то не туристы...

После завтрака мы взяли напрокат мопед у Сунду, мужа Нандини, чтобы колесить по просторам северного Хампи. Мопед был как новый, благородного мышиного цвета, заводился с кнопочки, на холостых не глох и бензина много не кушал. А чего еще нам было желать от мопеда? Бесплатных пирожных, как любил говорить Маяковский? Таких чудес не бывает. Мы его сразу взяли.

Нандини дала нам схематичную карту, отметив на ней важные храмы, которые мы можем посетить. Первым на нашем пути был храм Лакшми.

Рядом с ним находился храм Шивы. Это, однако, были не те большие многолюдные храмы, которые мы себе обычно представляем. Напротив, они были в своем роде домашними, тихими и уютными.

Через пару километров дальше по дороге от храмов Лакшми и Шивы находится храм Дурги.

В том же месте, запрятанный среди скал, находится храм Ганеше. Дошли мы к нему по стрелкам, указывающим путь.

Монах, который был в этом храме, пригласил нас в алтарную, где за небольшое пожертвование провел пуджу.

А сразу за храмом мы обнаружили пещерного быка Нанди. Согласно легенде, он считается слугой, проводником и другом Бога Шивы.

Но это было не все. Если зайти еще дальше, то можно отправиться на поиски загадочного храма Кобры.

Кобра, согласна указателям, должна была обитать в этой норе. Мы, конечно, поверили на слово.

Следующим пунктом, отмеченным на нашей карте, была деревня Анеганди.

В Анеганди в храме Чинтамани к нам привязались два экскурсовода-подростка. В Азии вообще и в Индии в частности нередко бывает, что экскурсоводы появляются из ниоткуда, а потом просят денежку за свои услуги.

Место, где расположен Хампи, упоминается в Рамаяне как царство ванаров. Ванары — это человеко-обезьяны, которые якобы жили здесь в древности. Поэтому и один из храмов посвящен Богу обезьян Хануману. Туда мы и направились к концу дня, чтобы посмотреть на закат с вершины горы.

В храм Ханумана ведут аж 575 ступенек, но по ощущениям этот подъем нам показался даже легче, чем восхождение в храм Савитри в Пушкаре.

Обезьяны очень любят бананы, поэтому мы купили для них немного у подножия горы.

И через полчаса от наших бананов не осталось ничего, даже кожуры.

«Да, да, представьте, сэры, обезьяны здесь настолько голодны, что после уничтожения мякоти едят и кожуру. О, но, серьезно, так и запишите это в свои блокнотики», — если бы с нами был мистер Адамс, то он, поверьте, сказал бы именно так.

Обезьяна, которая лакомилась нашими бананами, напомнила нам одного известного политика...

Очень известного...

Впрочем, все обезьяны на одно лицо, просто корчатся они по-разному. И еще различаются уровнем грамотности: одни читают, что пишут на этикетках, перед тем как есть, другие — нет.

А в упаковке-то был «Озверин».

В Хампи можно заказать экскурсию на вертолете. Разумеется, далеко не всем такое удовольствие придется по карману.

Храм Ханумана внутри ничего особенного из себя не представляет. Как и предыдущие, которые мы посетили в этот день, он оказался маленьким, уютным, немноголюдным — в общем, такой, какие мы любим.