Двенадцатый день путешествия ввиду затяжного дождя вынудил меня провести его в полной изоляции от дикой природы. Мне лишь удалось переехать поближе к точке своего назначения и заночевать в Мотуике — городе, откуда большинство треккеров расходятся либо по пляжам и заливам национального парка Абель-Тасман, либо по просторам национального парка Кахуранги.

Абель-Тасман знаменит песчаными пляжами с длинными косами, каменными обнажениями и сохранившимися в нетронутом виде устьями рек. Он также чуть более популярен за счет существования одноименного «Великого Трека», который часть людей проходит пешком, а часть переплывают на каяках. В Кахуранги же произрастает более половины всех видов растений Новой Зеландии (1200), это парк с самой разнообразной флорой в стране.

Поскольку Бог знает, что пляжный треккинг не в моем вкусе, то он отправил меня вглубь национального парка Кахуранги, в долину Кобб, где на высокорье расположена хижина Сильвестра. Там я надеялся приблизиться к разгадке тайны о том, как остановить колесо сансары.

Поскольку прошедший день был не богат на путешествия, я решил посвятить его чтению. Тема целомудрия, описанная Толстым в «Пути жизни», очень меня зацепила — пожалуй, сильнее, чем все, что я прочитал в этой книге до этого момента. Мне показалось, что это самый сложный урок, который мне нужно было понять, выучить и никогда не забывать.

Я всегда знал, что гармоничные отношения между мужчиной и женщиной способствуют духовному развитию и возвышению сознания обоих, тогда как негармоничные — духовной деградации. А что такое гармоничные взаимоотношения? Это взаимоуважение, взаимопомощь, взаимодоверие. А как же любовь, спросите вы? А любовь должна быть к Богу. Мы любим друг друга через Бога, мы служим друг другу через Бога, видя друг в друге частичку Его самого. Верховный Господь знает, что так нам будет проще приблизиться к нему, чем пытаться медитировать на Него, предаваясь суровым аскезам, ведя затворническую жизнь в пещерах со змеями и скорпионами. Взаимоотношения — это сотрудничество и одновременно самая суровая аскеза, если правильно к этому подходить.

Люди часто обманываются, когда думают, что любят друг друга. Чистой непорочной любовью можно любить только Бога, а вот когда полюбишь Бога, то Он дарует радость совершенную обоим супругам, и радость эта — целомудрие.

  1. Неиспорченному человеку всегда бывает отвратительно и стыдно думать и говорить о половых сношениях. Береги это чувство. Оно недаром вложено в душу людей. Чувство это помогает человеку удержаться от греха блуда и соблюсти целомудрие.
  2. Называют одним и тем же словом любовь духовную — любовь к Богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя чувствами. Первое духовная любовь к Богу и ближнему — есть голос Бога, второе — половая любовь между мужчиной и женщиной — голос животного.
  3. Во всех людях — женщинах и мужчинах — живет дух божий. Какой же грех смотреть на носителя духа божия, как на средство удовольствия! Всякая женщина для мужчины прежде всего должна быть сестрою, и всякий мужчина для женщины — братом.
  4. Закон Бога в том, чтобы любить Бога и ближнего, то есть всех людей без различия. В половой же любви мужчина любит больше всех других одну женщину и женщина одного мужчину, и потому половая любовь чаще всего отвлекает человека от исполнения закона Бога.

В глубоких раздумьях прошло так утро тринадцатого дня моего путешествия. Переехав через перевал Takaka Hill, я очутился в месте, откуда начиналась потайная дорога в долину Кобб.

Проехав по ней 16 километров, я увидел гидроэлектростанцию.

«Да, Санни, занесла нас с тобой нелегкая, — подумал я. — Ну ничего, если Бог послал, значит знал, что выберемся. Вперед!»

Еще 10 километров серпантина по тропическим лесам, и я оказался на вершине какого-то холма, откуда открывался вид на водохранилище.

Спустившись вниз, я переехал на другую сторону водохранилища и припарковал Санни недалеко от начала трека к хижине Сильвестра.

Тропа большей частью шла через лес, не такой, конечно, как в Ханмер Спрингс, но тоже по-своему романтичный. Идя по этому лесу я почувствовал неудержимое желание послушать аудио-книгу. На плеере у меня как раз была загружена «Шримад Бхагаватам».

Когда в процессе самоосознания человек ощущает, что ни грубое, ни тонкое тело не имеют никакого отношения к его чистому «я», тогда он видит и самого себя, и Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Разница между самоосознанием и материальной иллюзией состоит в том, что человек, достигший самоосознания, понимает, что временные, иллюзорные наслоения материальной энергии в форме грубого и тонкого тел — всего лишь внешние оболочки души. Причина возникновения этих оболочек - невежество. Личность Бога никогда не бывает покрыта такими оболочками. Твердо усвоить это значит достичь освобождения, то есть увидеть Абсолют. Следовательно, чтобы достичь совершенного самоосознания, нужно вести религиозную, или, иными словами, духовную жизнь. Осознать себя значит стать равнодушным к потребностям грубого и тонкого тел и сосредоточиться на деятельности души. Импульс к деятельности исходит от души, но если душа не понимает своего истинного положения, эта деятельность становится иллюзорной. По своему невежеству живое существо отождествляет свои интересы с тем, что приносит пользу грубому и тонкому телам. Это делает бессмысленной всю его деятельность на протяжении многих жизней. Деятельность души начинается, когда человек, следуя путем истинного познания, постигает свою сущность. Поэтому человека, чья деятельность является деятельностью души, называют дживан-муктой, то есть освобожденным даже в обусловленном существовании.

Этой совершенной стадии самоосознания нельзя достичь искусственными средствами - ее можно достичь, лишь предавшись лотосным стопам неизменно трансцендентного Господа. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что Он пребывает в сердце каждого и лишь от Него исходят знание, память и забвение. Когда живое существо хочет наслаждаться материальной энергией (иллюзорными проявлениями), Господь погружает его в пучину забвения. Из-за этого живое существо принимает грубое тело и тонкий ум за самого себя. Когда же в процессе совершенствования трансцендентного знания живое существо обращается к Господу с мольбой об освобождении из тисков забвения, Господь по Своей беспричинной милости устраняет скрывающую живое существо завесу иллюзии, и оно осознает себя. Затем живое существо, вернувшееся в свое неизменное изначальное положение, посвящает себя служению Господу, освобождаясь от обусловленного существования. Господь осуществляет это либо посредством Своей внешней энергии, либо непосредственно с помощью Своей внутренней энергии.

Когда до хижины оставалось минут пятнадцать ходьбы, я разглядел ее очертания за кронами деревьев.

Погода стояла переменчивая: то дождь, то солнце, а стоило мне выйти на открытый участок, как я почувствовал уже ставший до боли знакомым для меня альпийский ветер. Боль была в первую очередь в конечностях рук, кожа на которых начала трескаться ровно с того самого момента, как я приземлился в Крайстчерче почти две недели тому назад.

Жуткий ветер хоть и встречал сопротивление моей непродуваемой куртки, действовал уничтожающе на мое сознание, и я поспешил скрыться в хижине. Не знал бы я, что на календаре разгар лета, то подумал бы, что оказался в северном полушарии. На таких высотах в Новой Зеландии можно забыть про то, какой стоит сезон. Нужно всегда брать с собой вещи на все случаи непогоды, и самое главное — для защиты от ветра.

«Завтра ветер переменится, — запел я, ставя котелок и поглядывая за окно. — Завтра, прошлому взамен. Он придет, он будет добрый, ласковый, ветер перемен...»

Забрался я действительно высоковато, но вернее будет сказать, что забрались мы: добрую половину высоты преодолел Саня, за что ему большое спасибо. Но, к сожалению, он не видел всей этой красоты, которую видел я, а остался ночевать на парковке. Такова была его участь.

Когда я шел в хижину Сильвестра, я хотел найти в ней уединение, а нашел веселую семейную компанию, и не одну. К сумеркам подошли еще двое треккеров, и нас в хижине стало совсем много: целых восемь человек вместе со мной. Да, для меня это много, поэтому я себе не представляю, как можно пройти, например, Milford Track в высокий сезон, когда хижины, вместимость которых на этом треке рассчитана на 50 человек, заполнены до отказа. Говорят, что бронировать себе место в хижине для прохождения трека Милфорд нужно за полгода. Мне жаль этих людей.

«К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники», — вспомнил я слова Владимира Набокова.

И вот, стоило всем гостям нашей хижины собраться, как маленькая кухня, которая одновременно была и столовой, и спальней наполнилась какофонией запахов: одни готовили химическую вермишель, другие — что-то с розмарином. Не знаю, что это было, но запах этой пряности мне заполнился хорошо.

А тем временем в родных краях, где за окном были мрачные холодные крыши домов вместо величественных гор, у родной плиты, за которой когда-то кашеварил я сам, моя мама пекла пирожки. Румяные воздушные пирожки, начиненные яблоками и любовью. Почти вегетарианские, если не считать замешанных в тесто куриных яичек; почти макробиотические, если не считать содержащейся в тесте муки высшего сорта; и почти сыроедческие, если не считать самого теста. Но любовь — та все прощает, а потому говорится, что с рук мамы можно есть хоть древесную стружку — не отравишься.

По милости Бога в хижине Сильвестра была связь с цивилизацией, и письмо с фотографиями от родителей я получил именно тогда, когда больше всего в них нуждался. Один только взгляд на мамину выпечку согрел и насытил меня. Я закутался потеплее в свой спальный мешок, подложил капюшон под голову и начал читать очередную главу из книги «Путь жизни». Глава называлась так: «Тот, кто живет истинной жизнью, не нуждается в похвале людей».

  1. Живи один, сказал мудрец. Это значит то, что решай вопрос своей жизни сам с собой, с тем Богом, который живет в тебе, а не по советам или суждениям других людей.
  2. Выгода служения Богу перед служением людям та, что перед людьми невольно хочешь выказаться в лучшем свете и огорчаешься, когда тебя выставляют в дурном. Перед Богом ничего этого нет. Он знает тебя, каков ты, и перед Ним никто тебя ни восхвалить, ни оклеветать не может, так что тебе перед Ним не нужно казаться, а нужно только быть хорошим.
  3. Если хочешь быть спокоен, угождай Богу, а не людям. Разные люди хотят разного: нынче хотят одного, завтра другого. Никогда не угодишь людям. Живущий же в тебе Бог всегда хочет одного, и ты знаешь, чего Он хочет.
  4. Человек должен служить одному из двух: душе или телу. Если душе, то он должен бороться с грехом. Если телу, то незачем ему бороться с грехами, ему нужно только делать то, что принято всеми.
  5. Есть только одно средство совсем не верить в Бога: средство это в том, чтобы признавать всегда справедливым мнение людей и не придавать никакого значения своему внутреннему голосу. (Джон Рескин)
  6. Если мы сидим в движущемся корабле и смотрим на какую-нибудь вещь на этом же корабле, то мы не замечаем того, что плывем; если же мы посмотрим в сторону на то, что не движется вместе с нами, например на берег, то тотчас же заметим, что движемся. То же и в жизни. Когда все люди живут не так, как должно, то это незаметно нам, но стоит одному опомниться и зажить по-Божьи, и тотчас же становится явным то, как дурно живут остальные. Остальные же всегда гонят за это того, кто живет не так, как они все. (Паскаль)
  7. Надо приучать себя жить так, чтобы не думать о людском мнении, чтобы не желать даже любви людской, а жить только для исполнения закона своей жизни, воли Бога. При такой одинокой, с одним Богом жизни, правда, нет уж побуждений к добрым поступкам ради славы людской, но зато устанавливается в душе такая свобода, такое спокойствие, такое постоянство и такое твердое сознание верности пути, которых никогда не узнает тот, кто живет для славы людской. И приучить себя к этому может каждый человек.