Два дня в «Риверсайде» подарили нам осознание того, что Индия действительно бывает разная. Хочешь уединения — пожалуйста. Хочешь узнать, как сейчас живет наш сумасшедший мир, — тоже без проблем, стоит только отъехать на пару километров. Но даже такое саттвичное место, как «Риверсайд», хочется через какое-то время покинуть, потому что понимаешь, что ни ты не принадлежишь этому месту, ни оно тебе.

Были у нас дела более важные, чем жевать кокосы и есть бананы, но одно мы по традиции всегда делаем перед отъездом — стираем вещи.

Мы долго не могли понять, зачем Бог, помимо многих других ненужных вещей, вложил в наши рюкзаки штатив для фотокамеры. В Индии его как будто бы и поставить не успеешь — того и гляди, или обезьяна украдет, или слон затопчет. Но в «Риверсайде» мы наконец нашли спокойную обстановку, чтобы воплотить в жизнь задуманные сценарии.

«Риверсайд» принадлежал доброй индийской старушке Фэлси, сын которой построил и обустроил все хозяйство — изначально только для своей семьи, но поскольку он переехал жить в Мумбаи, то решил делать добрые дела и сдавать его путешественникам, делясь с ними «кусочком рая».

Мы переехали в центр Удупи на одну ночь, чтобы вечером посетить знаменитый храм Кришны, основанный великим индуистским святым ачарьей Мадхвой в XIII веке. Именно поэтому этот храм называют также Кришна-матхом.

Согласно индуистскому преданию, божество Кришны в Удупи было изготовлено более 5 000 лет назад из шалаграма-шилы самим Кришной с помощью зодчего богов Вишвакармы. Говорится, что этому божеству поклонялась жена Кришны Рукмини в Двараке. Это мурти изображает Кришну в детском возрасте — эта форма Кришны называется Бала-Кришна. Существует следующая история, связанная с мурти Кришны в этом храме.

В XVI веке, когда храм находился под управлением Вадираджи Тиртхи, великий преданный Кришны Канака Даса пришел в Удупи с целью поклонится божеству Шри Кришны в Шри Кришна-матхе. Так как Канака Даса был низкого происхождения, ему не позволили войти в храм. Обойдя вокруг святыни, он увидел маленькое окошко в задней части храма. Обрадовавшись возможности впервые лицезреть своего возлюбленного, Канака припал к этому окошку, где смог увидеть Кришну только со спины. Канака Даса, забывшись, начал петь Кришне хвалебный гимн. Люди, завороженные мелодией и словами его бхаджана, собрались вокруг. Они были поражены глубиной бхакти этого простолюдина. Тут, к великому удивлению сотен людей и священнослужителей, мурти Кришны развернулось и позволило Канаке получить даршан. И до сегодняшнего дня паломникам показывают то место и окошко (известное как канакана-кинди), возле которого Канака Даса пел свою песню и Кришна, тронутый чистой любовью и преданностью Канака Дасы, ответил на его любовь. Божество Кришны стоит лицом к канакана-кинди и по сегодняшний день. Таким образом, храм Кришны в Удупи является единственным индуистским храмом, в котором мурти стоит спиной ко входу.

Божество Бала-Кришны можно увидеть сквозь девять маленьких дыр. Во время службы люди проходят по кругу, по очереди заглядывая в канака-кинди на несколько секунд, чтобы произнести святое имя Господа и преклонить голову. Тысячи маленьких масляных лампадок, установленных по всей площади храма, зажигаются, когда начинается служба, а музыканты заводят бхаджаны, подыгрывая на индийских музыкальных инструментах.

Это был прекрасный вечер, память о котором мы будем долго хранить в наших сердцах. Не во всех больших храмах нам удавалось почувствовать себя как дома и по-настоящему ощутить присутствие Бога, но храм Бала-Кришны в Удупи стал нам особенно близок, как, впрочем, и сам город, который был заключительным звеном в нашем путешествии.