Поездка в Хампи оказалась для нас приключением в своем самом что ни на есть насыщенном виде: со всеми его перепетиями, перебежками и перетрясками. Рикша, такси, самолет, рикша, поезд, поезд, опять рикша — итого два дня в пути и все-таки мы приехали. Нельзя сказать, что мы специально искали самый трудный путь — наоборот, мы искренне хотели добраться туда побыстрее и с комфортом, но само по себе паломничество нельзя было бы назвать полным без необходимости переступать через препятствия.
История была такая: после одного дня отдыха в Дели мы самолетом долетели до Гоа и, переночевав одну ночь рядом со станицией Васко-да-Гама, отправились на поезде в Хампи с пересадкой на станции, которая носит изящное название «Лонда Джанкшн».
К этому рассказу, однако, необходимо добавить предысторию, связанную с покупкой билетов до Хампи. Дело в том, что купленного заранее билета от Васко-да-Гама до Хампи (точнее до Хоспета, поскольку в самом Хампи вокзала нет) у нас не было, и в день отлета из Дели мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы заиметь этот архиважный для нас билет.
Как уже было сказано, в Индии на ж/д сообщениях существует несколько билетных квот, главная из которых — общая — раскупается довольно быстро. Купить подтвержденный билет за один день до отправления можно только одним способом — по квоте «таткал», или «срочной» квоте, которая становится доступна в 10:00 утра за день до отправления. На популярные направления билеты из этой квоты быстро раскупаются онлайн многими туристическими агенствами, поэтому шанс на то, чтобы приобрести билет, тает с каждой минутой.
Мы, однако, вместо того чтобы попытаться купить его тоже онлайн, как прогрессивные люди, поехали на вокзал лично с целью получить билет на руки, а заодно и потренировать свои способности в ориентировании на местности и общении с индийскими кассирами. Что же получилось в итоге? Изначально собиравшись купить билеты по «таткал» квоте, в итоге мы купили просто «кал», образно выражаясь.
Обозначим пару советов для тех, кто когда-нибудь поедет на делийский ж/д вокзал за билетам.
- Совет №1: никогда не верьте тому, что кассы по продаже билетов находятся где-либо еще, кроме здания вокзала.
- Совет №2: никогда не верьте тому, кто говорит, что знает, куда вам нужно ехать.
Бюро по продаже билетов для иностранцев (International Tourist Bureau) находится в главном здании на втором этаже (Level 1). Здание, в котором можно купить билеты по «таткал» квоте, расположено в трехста метрах от него (на карте Rail Reservation Centre).
Мы по незнанию, после долгих исканий, метаний и чертыханий, наконец попали в туристическое бюро, где смогли перевести дух. Позднее выяснилось, что по туристической квоте билетов от Васко-да-Гама до Хоспета нет. В этот день следовал только один поезд №18048, и на него все билеты раскуплены. На нашу просьбу посмотреть квоту «таткал» нам ответили отказом — не продают.
Нам, однако, не хотелось вот так просто покидать это бюро, не будучи уверенным, что у нас есть хоть какой-то билет, и, глянув на железнодорожную карту Индии, которая висела рядом со стойкой на стене, у нас возникла идея: если от Васко-да-Гама билетов нет, то наверняка они есть на какой-нибудь проходящий поезд от ближайшей узловой станции. Ближайшая узловая станция — Magdaon. Поездов нет. Следующая узловая станция — некая Londa.
На поезд №11304, следующий с севера из города Belgaum, действительно оказались билеты, и мы, обрадованные, купили места во втором классе с надеждой, что успеем каким-то образом добраться до «Лонды Джанкшн» — таково полное название станции — до прибытия туда нашего поезда.
Каким образом мы собирались это сделать, на тот момент было неясно. В первую очередь, стоило попробовать найти бюро, где продаются «таткал» билеты и спросить про их наличие там. На худой конец это расстояние можно было и проехать зайцем либо договориться с кондуктором.
Когда мы вошли в здание, где продаются «таткал» билеты, и отстояли свою очередь (около часа ожидания), к нашему удивлению, выяснилось, что «таткал» билеты есть и их даже можно взять от Васко-да-Гама до Хоспета на поезд №18048. Только что приобретенный билет по туристической квоте, таким образом, был куплен зря, и, подумав, что мы сможем его здесь же и обменять, мы решили купить прямой. Быстро исправили в формуляре номер поезда, станцию прибытия с «Лонды» на «Хоспет» и опять протянули кассиру. Пять минут манипуляций с клавиатурой и он вдруг сообщил нам, что места, дескать, только верхние остались. Еще раз быстро попытавшись взвесить все за и против, мы с таким положением дел не согласись. Переправили номер поезда, зачеркнули «Хоспет», написали опять «Лонда» и протянули в окошко. Но тут уже терпение индийского кассира явно иссякло и он послал нас заполнять новый формулял, сославший на то, что в текущем слишком много исправлений. Индия.
Билет от Васко до Лонды мы таки купили, и все это было похоже на то, что не мы выбрали такой сложный маршрут следования, а как будто судьба сама толкала нас к тому, что мы сделали на этой станции пересадку и провели весь день с рюкзаками на плечах. Что ж, чему быть, того не миновать.
И вот мы оказались на станции «Лонда Джанкшн», впереди как минимум полтора часа ожидания, и что еще оставалось делать, как не поисследовать ее с интересом, присущим первооткрывателям.
Выяснилось, к примеру. что зал ожидания на этой станции служит не только для ожидания, но и для справления естественных нужд.
Ввиду сильного неприятного запаха, распространяющегося из комнат с зелеными дверьми, в этом зале ожидания сидят, наверное, только если за окном бушует ураган.
Скорее ради спортивного интереса, нежели чтобы утолить голод, мы заглянули в столовую на станции. Меню там, конечно, не оказалось, а еда на прилавке доверия не внушала. В закрытых коробках был только бирьяни — блюдо из риса, которое имеет множество вариаций, в основном невегетарианских.
К слову, развенчивая распространенный миф, большинство индусов невегетарианцы. Тот факт, что говядину они не едят, правда лишь отчасти. Действительно, поскольку корова в Индии считается священным животным, то убийство ее во многих штатах запрещено, а говядину, как наиболее дешевое мясо, потребляют только низкокастовые люди. Но в некоторых штатах, например Керале и нескольких северо-восточных штатах, можно не только есть говядину, но и разводить скотобойни, заниматься экспортом и делать на этом бизнес. Согласно статистике, официальных скотобоен в Индии около трех с половиной тысяч, а неофициальных — свыше 30 000. Индия, таким образом, потребляет до 2 000 тонн говядины в год и занимает, как ни удивительно, первое место в мире по ее экспорту.
Но вернемся к нашему бирьяни, который, к счастью, оказался вегетарианским. Внутри коробки был просто сваренный рис с маленьким кусочком пикули. К нему нам дали еще три баночки с жижеобразным содержимым, притронуться к которым мы не рискнули.
Поклевав рис и пооблизовавшись, мы пошли искать еду дальше. Набрели на лавку с мороженым, помадками и сгущенным молоком.
Как и полагается, в этой лавке тоже был алтарь.
После всего этого подошедший торговец еще настойчиво предлагал попробовать местных чипсов, но тогда, видит Бог, до Хампи живыми мы бы уже не доехали.
Что касается воды, то в Индии безопаснее всего покупать бутылированную воду, которая стоит 20 рупий за литр. На многих ж/д станциях — и Лонда не исключение — можно найти специальные питьевые колодцы, но нужно понимать, что многие индусы уже рождаются с иммунитетом ко многим местным бактериям, которые в организме туриста могут вызвать настоящую катастрофу.
Почти все надписи в штате Карнатака, помимо хинди, пишутся еще и на официальном для этого штата языка каннада. На этой табличке было написано, чего нельзя делать на перроне: плевать (штраф 300 рупий), мусорить (штраф 200 рупий) и ссать на рельсы (штраф 300 рупий). Ну что тут можно сказать? Индия.