Вставший на духовный путь ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.
«Бхагавад-гита», 2.40
Одними из наших любимых занятий в последнее время стали прогулки по набережной около дома. Расположенная меж двух мостов — автомобильного и железнодорожного, с лавочками и прекрасным видом на широкую реку, где-то там впадающую в океан, она представляет собой поистине находку для таких, как мы — личностей медитативного размышления.
На рассвете, на закате и под покровом ночи — в этом месте всегда найдется, о чем задуматься и о чем поблагодарить Бога.
В такие моменты одиночного, но не одинокого размышления особенно ярко понимаешь одно — то, что Он с нами. Верховный Господь не за нас, Он не против нас, Он просто с нами, рядом, смотрит на наши действия, слушает наши разговоры и, что самое важное, Он знает все наши мысли, все наши желания, надежды и страхи.
Он такой же, как океан, — безграничный, а мы, люди, так же, как капли в этом океане — едины и в то же время затеряны в нем. Но, как говорится в «Бхагавад-гите» (6.30), Господь во всем сущем, и все сущее в Нем, и для того, кто видит это, Он никогда не будет потерян. Постоянно помнящий об этом и медитирующий на Его безграничность поистине обладает мудростью.
Чтобы найти себя в этом материальном мире, понять замыслы его сотворения, равно как и причины страданий, присущих материальному телу, нужно не переставать задавать себе извечные вопросы, главные из которых: Кто я? Откуда пришел? И куда направляюсь?
Есть такая поговорка: «Не место красит человека, а человек — место». Это значит, что куда бы ни направлял свои шаги человек, он все равно принесет туда всего себя — свои благодарности, веру и восхваления, либо недовольства, страхи и осуждения.
Как писал Лев Толстой, человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же и с людьми, недовольными жизнью. Но не имеем мы никакого права быть недовольными ею. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою.
И далее Толстой пишет: Главная причина нашего недовольства жизнью есть ни на чем не основанное предположение о том, что мы имеем право на ничем не нарушаемое счастье, что мы рождены для такого счастья. Нам дано ни с чем не сравнимое благо жизни, со всеми ее радостями, и мы говорим: мало радостей. Нам дают величайшие радости жизни: общения с миром телесным и духовным; мы говорим: зачем так мало жизни, зачем она кончается? Надо продолжить ее. Только бы мы понимали и ценили все то великое благо жизни, которое дает нам возможность общения через любовь с миром телесным и духовным, — мы никогда не подумали бы о том, что можно желать чего-нибудь еще.
Верховный Господь Шри Кришна сказал: Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить свои желания.
«Бхагавад-гита», 2.70