План на день состоял в посещении буддийского храмового центра Сваямбунатх, или, как его еще называют, Обезьяньего храма, и переезда в Бхактапур после полудня.

Сваямбунатх расположен на западе города и является местом скопления большого количества обезьян, которых подкармливают паломники и служители храмов.

Говорят, что здешним обезьянам нельзя смотреть прямо в глаза, чтобы не вызывать в них агрессию. От питья и еды желательно тоже воздерживаться у них на виду.

Молитвенные флажки — неотъемлемая часть экзотического имиджа Непала. Они украшают горные перевалы, мосты, храмы и святые места, а также обычные дома. На флагах напечатаны буддийские сутры, и считается, что когда ветер треплет флажки, то молитвы устремляются в небеса.

Цвета флажков не случайны и символизируют 5 элементов мироздания: землю (желтый), воду (зеленый), огонь (красный), воздух/ветер (белый) и небо/космос (синий). Согласно восточной медицине, здоровье возможно при гармоничном сочетании пяти стихий, и расположение цветных флажков над телом больного позволяет наладить гармонию физического и душевного здоровья.

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище.

Сувениры продают и здесь. Нам захотелось поторговаться вот за такую симпатичную ложечку.

На обратном пути в Боднатх.

Перед отъездом из отеля решили последний раз обойти ступу и залезть на верхний ярус.

Наш отель. Под нами, кстати, располагалась хорошая (это мы определили по запаху) кофейня Himalayan Java Coffee.

От Боднатха до Бхактапура дорога на такси занимает примерно 40 минут. Стоит около 800 рупий, если хорошо поторговаться.

Бхактапур — древний неварский город к востоку от столицы Непала — города Катманду, обладающий огромным количеством выдающихся архитектурных памятников. С 77 тысячами жителей он является третьим по численности населения и наименьшим из трех королевских городов долины Катманду. Бхактапур означает «город верующих».

Вход в город для туристов платный — 1500 рупий, хотя в интернете пишут, что можно пройти дворами бесплатно. Вот так: с одной стороны хочется быть честным, а с другой — нет особого желания отдавать деньги ни за что. Но будем надеяться, что деньги эти действительно идут на реставрацию зданий, как это пишут в билете. А реставрировать там есть что!

В передвижениях по центру города нас опять спасал путеводитель Lonely Planet, в котором нарисован и описан готовый маршрут. В киоске, где мы покупали билеты, нам тоже дали небольшой буклет со схемой города и краткой информацией основных достопримечательностей.

Решили переждать знойный полдень в кафешке в центре города. В этот раз, чтобы не есть рис, который подается а дал-бату, я взял отдельно дал и овощной карри, но рис нам все-таки принесли как гарнир к палак-паниру — сыру со шпинатом.

Существуют два основных правила, которые нужно соблюдать при приеме пищи: есть медленно и не наедаться досыта. Эти правила особенно актуальны в случае с термически обработанной пищей, поскольку пища эта обманчиво хочет проскочить в желудок побыстрее.

Но у нас с Олесей есть еще одно правило — добавлять в блюда куркуму, чтобы сделать их не только вкусными, но и полезными!

И четвертое правило — поблагодарить Бога за то, что посылает нам эту самую пищу! Харе Кришна!

В Непале даже курицы ходят в храмы!

Школа.

И рядом шива-лингам.

Площадь Таумадхи Толе, пагода Ньятапола.

Памятная фотография с дедушкой божьим одуванчиком. Хорошим тоном является дать местному жителю за это небольшое пожертвование.

Pottery Square, или площадь горшков.

Уставшие, но довольные плодотворным днем возращаемся в гостиницу.

Дом, милый дом! Спасибо хозяину за гостеприимство. Он не только давал нам полезные советы, но и помог забронировать билеты на автобус до Покхары, куда мы с Олесей собирались отправиться через два дня.