Из всех растений дороже Мне туласи,
Из всех месяцев — Картика,
Из всех мест паломничества — Моя возлюбленная Дварака,
​А из всех дней Экадаши наиболее дорог Мне.

«Падма Пурана, Утгара Кханда»

Великий мыслитель и изобретатель Леонардо да Винчи говорил: «Однажды испытав полет, ты будешь обречен ходить по земле с глазами, обращенными в небо».

Как люди не раз побывавшие в небе, мы с уверенностью можем переложить те же слова и к путешествиям — стоит только один раз пуститься по свету, и потом тебя уже не остановить! И хотя говорят, что хорошему путешественнику все равно, куда ехать — лишь бы ехать, духовной стороне путешествия всегда нужно уделять внимание.

Есть такая одухотворенная искорка в человеке — у кого-то она ярче, у кого-то совсем не светит — совесть называется. Так вот у этой своей совести нужно всегда спрашивать, ради чего ты задумываешь то или иное приключение, и приключением или оно будет вообще. Чтобы это выяснить, перво-наперво нужно определить, не относишься ли ты случайно к категории туристов. Для этого нами была придумана такая поговорка: «Турист — мотивом корыст. Приключений искатель — Любви созидатель».

Дальше все становится просто. Нужно найти объект Любви, а точнее даже не найти, а признать тот факт, что единственный, кто может дать нам защиту и в ком мы можем черпать вдохновение, — это Верхновная Личность Бога. Отсюда начинается Любовь, служение и оно же поклонение.

У Бога, у которого тысячи имен, есть и тысяча праздников и особых дней поклонения. Господу Кришне, например, особенно приятно, когда люди поклоняются Ему в экадаши — одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца.

В дни экадаши, согласно вайшнавскому течению, запрещается есть зернобобовые продукты. Те, кто следует предписаниям строго, исключают также и ряд другие продуктов, в том числе воду, то есть фактически проводят сухое однодневное голодание, а также сохраняют ночное бодрствование, повторяя мантру «Харе Кришна». А ради чего совершать такие тяжелые епитимьи? — спросите вы. А вот зачем.

В Ведах каждый экадаши носит описательный характер, где рассказывается об истории возникновения и плодах, получаемых в тот или иной экадаши. Каждый год в мае/июне (в зависимости от лунного цикла) наступает такой экадаши, который по приносимым им плодам затмевает все остальные экадаши в году и носит название Пандава Нирджала экадащи. Описание этого экадаши встречается в «Брахма Ваиварта Пуране», в беседе Вьясадева и Бхимасены.

Однажды Бхимасена, младший брат Юдхиштхиры, обратился к великому мудрецу Шриле Вьясадеву: «О, самый ученый и достойный поклонения дед, пожалуйста, услышь мою просьбу. Мой старший брат Юдхиштхира, мать Кунтидеви, братья Арджуна, Накула, Сахадева и Драупади ничего не едят в день экадаши. Они, особенно Юдхиштхира, постоянно заявляют мне, что я должен поститься в день экадаши. Но я всегда отвечаю им, что неспособен поститься, хотя знаю, что пост на экадаши предписан священными писаниями. Однако я не в силах терпеть голод и потому не могу поститься. Я могу заниматься благотворительностью, насколько позволяют мои возможности; я могу поклоняться Господу Кешаве согласно правилам и предписаниям, но не могу поститься. Поэтому, пожалуйста, наставь меня: как могу я получить результаты соблюдения экадаши, не постясь?»

Услышав эти слова Бхимасены, Шри Вьясадева сказал: «О, Бхима! Если ты хочешь достичь рая и избежать ада, то ты должен отказаться от того, чтобы употреблять пищу в дни экадаши каждого месяца».

Бхима сказал: «О, великий мудрец! Я не в силах каждый год поститься в течение двадцати четырех экадаши, как предписано Господом. Что говорить о том, чтобы поститься днем и ночью — я не в силах терпеть голод ни единого мгновения. Огонь голода, известный как «брика», всегда горит в моем желудке, и погасить его можно лишь обильной пищей. Собравшись с силами, я могу поститься в течение одного дня в году. Поэтому, пожалуйста, наставь меня, расскажи об обете, следуя которому я сумею достичь блага как в этой жизни, так и в следующей».

Шри Вьясадева ответил: «О, царь! Ты уже услышал от меня о ведических религиозных принципах и долге человеческих существ. Но в эту эпоху Кали никто не способен следовать этим правилам и ограничениям. Поэтому я расскажу тебе о возвышенном методе, посредством которого ты можешь достичь замечательных результатов. Этот метод есть сущность всех Пуран. Любой, кто постится на экадаши растущей и убывающей луны, никогда не оказывается в аду».

Услышав слова Вьяса Дева, могущественный воин Бхимасена почувствовал страх и задрожал, словно лист баньяна. Он сказал: «О, дед! В таком случае, что мне делать? Я совершенно не способен поститься дважды в месяц на протяжении всего года. Потому, мой владыка, пожалуйста, дай мне наставления о том, как соблюдать обет, приносящий максимальную заслугу и всевозможные блага».

Шри Вьясадева ответил: «экадаши, приходящийся на период растущей луны в месяце май/июнь в то время, когда солнце находится либо в Тельце, либо в Близнецах, зовется Нирджала экадаши. В этот экадаши необходимо соблюдать полный пост — даже без капли воды. В этот день нужно совершать ачаману ради очищения — выпить каплю воды, в которую можно погрузить горчичное зерно или каплю золота. Следует поместить вышеуказанное количество воды в ладонь, сложенную так, чтобы она напоминала коровье ухо. Если выпить воды в количестве, большем или меньшем указанного, то это все равно, что выпить вина. Нельзя есть в этот экадаши, а иначе, обет будет нарушен. Нельзя пить даже воду — начиная с момента солнечного восхода в день экадаши до солнечного восхода в день двадаши. Если строго соблюдать этот экадаши без воды, то можно получить результаты соблюдения всех экадаши в году. Рано утром в день двадаши следует совершить омовение и подарить браминам золото и воду. После этого следует поесть вместе с браминами в счастливом расположении духа.

О, Бхимасена! Теперь, пожалуйста, услышь о тех заслугах, которые человек приобретает, соблюдая этот экадаши. Следуя этому экадаши, можно получить результаты соблюдения всех экадаши на протяжении года.

Однажды Господь Вишну, держащий раковину, диск, плуг и цветок лотоса, сказал мне, что если человек отказывается от выполнения различных обязанностей и вручает себя ему, и соблюдает этот Нирджала экадаши, который очень дорог Ему, то он непременно освобождается от последствий всех греховных поступков. В эту Кали-югу невозможно достичь высшей цели, занимаясь благотворительностью или следуя правилам смрити. Фактически, религиозные принципы Вед недействительны в эту эпоху, осквернённую многочисленными изъянами.

О, сын Вайю! Что еще мне сказать тебе? Употребление пищи запрещено во все экадаши, и даже вода запрещена в Нирджала экадаши. Соблюдая этот экадаши, человек получает результаты посещения всех святых мест. В момент смерти подобный человек не встречается с пугающими ямадутами; скорее, его ждёт встреча с божественными вишнудутами, которые переносят его в обитель Вишну. Если, после соблюдения этого экадаши, человек раздает воду и коров в качестве дара, то он освобождается ото всех грехов».

Когда другие Пандавы услышали о славе этого экадаши, они тоже решили соблюдать его. С того дня этот экадаши известен как Пандава экадаши или Бхима экадаши. Если человек соблюдает этот экадаши, то его грехи, равные горе Сумеру или горе Мандра, сразу же сжигаются дотла. О, царь! Господь Кришна провозгласил, что любая благочестивая деятельность, такая как омовение в священном месте, благотворительность, декламация ведических мантр и совершение жертвоприношений, если она осуществляется в день этого экадаши, приносит невероятные результаты. Тот, кто читает или слушает повествования о славе этого экадаши с преданностью, возвращается в обитель Вайкунтхи. Благодаря простому слушанию о славе этого экадаши достигаются результаты соблюдения обета амавасьи вкупе с пратипадой и ритуальным подношениям предкам во время солнечного затмения».

Наш пост в тот день в Москве должен был завершиться в половине десятого утра — по прошествии четырех часов после восхода в соответствии с лунным циклом.

Ночь, которая была почти самой короткой в году, прошла под звуки киртана и лекции Гопала Кришны Госвами — специального гостя нашей небольшой, но теплой, можно даже сказать «семейной» вечеринки. Удивительно было узнать, что Гопал Кришна Госвами, помимо того, что является первым индийским учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады на Западе, также являлся и руководителем строительства храма Радхи-Партхасаратхи в Нью-Дели. Именно этот храм оказался на нашем маршруте, когда мы путешествовали по Индии в октябре-ноябре 2017 года.

Пока мы плыли по Москва-реке и вдыхали прохладный воздух большого города, мимо нас проплывал храм православный, самый большой храм Москвы — храм Христа Спасителя.

Вскоре вдалеке уже замаячили ситуэты Москва-сити — делового центра мегаполиса. На Западе такой район города носит название CBD (Central Business District), означающее, что дела, которые там происходят, занимают центральное место в жизни жителей города.

А что занимает центральное место в жизни отдельного человека? Уж точно не работа...

Может, счастье? Такое простое, как ветер, невидимое, неуловимое руками, но весьма ощутимое.

Если счастье так невидимо, то как человек может думать, что оно заключается в чем-либо материальном? Нет, счастье человека заключается в вещах духовных, а именно во взаимоотношениях. Насколько мы в них гармоничны, настолько и счастливы.