По мнению некоторых людей, делящих мир на черное и белое, жизнь есть не что иное, как дорога, на которой лишь ямы да ухабы. Другие же — люди более широкого кругозора и неробких амбиций — думают о ней, как о дороге, полной взлетов и падений. И лишь немногие, те, кто меньше всего привязан к иллюзиям этого материального мира, видят в ней дорогу, на которой одни двери открываются, а другие закрываются, и закрываются они лишь для того, чтобы открылись следующие. Спросите человека, какой он видит свою жизнь, и вы поймете, в какой гуне он живет: в тамасе, раджасе или саттве соответственно.

В канун Нового года особенно важно посмотреть на свою жизнь под новым углом и поставить новые цели. Ведь именно потому, что Новый год несет в себе заряд новой энергии, которая может открыть чистую страницу в жизни, мы придаем этому празднику такое большое значение. Парадокс только в том, что большинство людей совершенно неправильно использует это время и данный им шанс: вместо того, чтобы сбросить старые одежды и надеть новые, мы лишь заново стираем старые вещи, причем стираем в океане невежества и иллюзии.

Сожалея о минутах года уходящего, мы теряем надежды на открытия года грядущего. Жалуясь на свои трудности в прошлом, мы признаем свою слабость в будущем. Пускаясь в мимолетные и сладостно-обманчивые наслаждения настоящего, мы становимся рабами чувств и неугомонных желаний. А став ими, мы отдаляемся от поисков смысла жизни примерно так же, как утопающего затягивает в океан обратная волна.

Есть одна хорошая притча, описывающая природу наших слабостей и то, как мы должны к ним относиться.

— Мастер, — однажды спросил ученик, — почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?

— То, что ты называешь трудностями, — ответил Учитель, — на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь. Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман. Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы. Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жесток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву. Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву.

— Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед?

— Никогда не смотри на других, — улыбнулся Учитель. — Каждый выбирает свой лук, свою мишень и свое собственное время для выстрела. Для одних целью является точное попадание, для других — возможность научиться стрелять.

Учитель понизил голос и наклонился к ученику:

— И еще я хочу открыть тебе страшную тайну, мой мальчик. Вселенной до тебя нет никакого дела. Она ничему не сопротивляется и никому не помогает. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жесткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Все это существует само по себе, вне зависимости от твоего желания. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестань жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более легкую цель. Цель, по которой можно стрелять в упор.

Однажды, еще до того, как мы отправились в свое первое путешествие, мы прочитали книгу «Путешествие домой» Радханадхи Свами, в которой автор развенчивает представление обывалого туриста о том, что такое настоящее путешествие, в то же время недвусмысленно поясняя, что для него стало домом по итогам многочисленных странствий и скитаний.

Возникает вопрос: что же является движущей силой в человеке на пути к переменам в жизни? Ведь если жизнь одинакова по сути, то она должна различаться по форме, чтобы заставлять человека искать счастья там, где он никогда не был, или где культура и быт так отличаются от родного. Почему одному человеку нравится носить дхоти, жить на берегах священных рек, питаться прасадом и воспевать имена Бога, а другие не представляют свою жизнь без строгих костюмов, работы в небоскребах, утреннего кофе и насыщенной светской жизни? Почему одни люди стремятся упростить свое существование, а для других роскошь — неотъемлимый атрибут?

Путешествуя по миру и наблюдая за жизнью людей в разных странах, вы всегда будете убеждаться в том, что какими бы принципами ни жил человек, одним из непременных составляющих его жизни является любовь, которая, как вишенка на торте, придает блеск и очарование тому, как и где мы живем. И есть один ключевой вопрос, который рано или поздно задает себе каждый ищущий истину: можно ли любовь, как и саму материальную жизнь, разделить на суть и на форму? Оказывается, можно. По сути любовь направлена всегда к Богу через очищение души, а по форме люди научились выражать ее совершенно по-разному. Например, можно идти к любви через вдохновение, а можно через смирение. Казалось бы, почему всегда не выбирать вдохновение, ведь такой путь легче и приятнее. Но смирение, как бы горько это не звучало, такой же необходимый цвет в радуге, такой же необходимый вкус в блюде и такая же необходимая нота в музыке — без него нет полной гаммы, а значит целостного восприятия мира и своего положения в нем.

Нас учат тому, что нет ничего постоянного, а мы, словно поток воды в реке, должны быть гибкими, для того чтобы правильно проходить через преграды.

Вокруг меня со всех сторон раскинулась Ганга в своем зимнем наряде из сверкающих волн. Ее воды вздымались и бурлили, словно опьяненные ее же красотой. Ни один художник не в состоянии передать всю красоту хотя бы одного мгновения этого бесконечного великолепия. Река творила шедевр за шедевром и тут же уничтожала их. Я извлек из этого важный урок: все прекрасные явления этого мира преходящие. Здесь нет ничего постоянного. С каждым мгновением окружающая нас природа претерпевает изменения. Мать-Ганга, как и природа в целом, вечна, однако век ее творений недолог. Точно так же неумолимо разрушается все то, чем мы дорожим в этом мире. Нам не удастся ничего сохранить навсегда. Но если мы сумеем оценить красоту глубинного течения истины, то под бушующими на поверхности волнами радости и горя нам откроется совершенно иная реальность. Я сидел посреди реки, словно ее прилежный ученик. Ганга берет начало высоко в Гималаях и неостановимо течет к океану. На пути ей встречаются многочисленные препятствия — поваленные деревья, огромные камни и даже скалы, но ничто не в силах остановить ее течение. Она легко преодолевает все преграды, протекая над ними, под ними или обтекая их. Мать-Ганга учит нас, что, если мы хотим достичь успеха, нам нужно так же упорно стремиться к поставленной цели, невзирая на неизбежные препятствия, которые, как камни, пытаются преградить путь течению реки жизни. Мы должны огибать их и никогда не сдаваться. Бог поможет найти выход из любой ситуации...

Радханатха Свами, «Путешествие домой»

Памятуя о словах Радханатхи Свами, как бы ни стелилась скатерть наших приключений и какие бы препятствия в итоге ни пришлось пережить, но верить всегда нужно в лучшее. Ведь если бы мы не верили в это, то не стоило бы и пытаться. Во все времена люди снаряжали экспедиции, отправлялись в дальние плавания, покоряли горы и полюса не для того, чтобы прославиться, а чтобы испытывать свою силу духа и почувствовать волю Высших сил, а по окончании всех перепетий написать книгу, которая послужила бы путеводным очерком для будущих поколений. Именно так делали это пусть и не великие, но выдающиеся путешественники своего времени: Илья Ильф и Евгений Петров, Эпсли Черри-Гаррард, Федор Конюхов, Радханатха Свами и другие.

Писать книги это не подвиг. Это прямая обязанность путешественника!