Знай же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире — лишь искра Моего великолепия.

«Бхагавад-гита», 10.41

Если вы спросите у жителя северного Брисбена, где находится ближайший пляж, то наверняка он назовет вам пляж города Редклиффа, а может быть даже махнет рукой в сторону Саншайн-Коста. Дело в том, что официально в Брисбене нет пляжей, однако так считают только те, для кого пляж — это возможность полежать, поплавать и позаниматься серфингом. В этом отношении пляж Наджи резко отличается от всех остальных пляжей: здесь можно ходить по воде.

На пляж Наджи мы с Шанти приехали не случайно. Это наше излюбленное место проведения вечеров и наблюдения за приливами и отливами. И вот в один из таких отливов мы просто не удержались, чтобы не попровать дно Тихого океана собственными ногами. Согласитесь, что может быть романтичнее, чем исследовать океаническое дно, гоняться за крабами, наблюдать за снижающимися самолетами и предаваться философским размышлениям?

Во все времена человечество волновал лишь один большой вопрос, который вбирал в себя все остальные. Вопрос этот заключается в поиске смысла жизни, и чтобы его разрешить и раскрыть таинства бытия человеку, в отличие от всех остальных живых существ, была дана религия. Но, как хорошо написано в одной из наших любимых философских книг «Карма. Размышления», не нужно привязываться к религии — лучше привязаться непосредственно к Богу.

Послушайте, как дует ветер и шумит океан. Это Его дыхание. Вселенная — это музыка Его флейты. Звезды — жемчуга, рассыпанные на Его безграничном теле. Молния — Его оружие, творение — разум Господа, а все живые существа — Его вечные слуги.

А. Хакимов, «Карма. Размышления»

Верховный Господь устроил этот мир так, что каждое существо, одаренное жизнью и возможностью служения, не только получает уникальные таланты, но и уникальную судьбу, которая, словно галактика, вбирающая мириады звезд, состоит из радостей и горестей всех форм и размеров. Вселенная, в которой по замыслу Бога каждый атом находится на своем месте, являет собой диалектическую модель, и поэтому все в этом мире имеет свое отражение. Так, день сменяется ночью, лето — зимой, отдых — работой, насыщение — голодом, желание — отречением. Когда человек понимает, что график человеческого счастья подобен синусоиде, а не прямой, тогда все горести и радости можно будет привести к общему знаменателю — легкости и беспристрастию.

По незнанию того, что в этом мире им ничего не принадлежит, человеческая обусловленная душа побуждает тело брать больше, чем отдавать. В ведическом трактате «Шри Ишопанишад» говорится: «Все живое и неживое во Вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит».

Чтобы избавиться от чувства собственничества, людям очень важно совершать аскезы и жертвоприношения в соответствии с их природой. Мужские аскезы в основном направлены на тело, а женские — на ум. Такие добровольные самоограничения работают на опережение тех ударов судьбы, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый в своей жизни. Аскезы возвращают наше сознание на путь изначального, лишенного иллюзии развития и показывают, что в процессе испытаний характер человека кристаллизируется, принимает четкие очертания, не окаменевает, но отвердевает.

Жертвоприношение как то, что отдано из чувство долга или в знак благодарности, в знак любви, — самый лучший способ обрести мир в собственном сердце. То, с каким умонастроением будет сделано жертвоприношение, определяет уровень безусловной любви в душе. А чем больше любви, тем меньше страха потерять то, что нам и так не принадлежит. В конечном итоге, все, что душа переносит с собой из жизни в жизни, — это любовь, опыт и благодарность.

Нужно быть благодарным Богу и посвящать Ему всю свою деятельность. Господу от нас ничего не нужно, поскольку Он самодостаточный и все принадлежит Ему. И все же Он не отказывается от наших даров, принесенных с любовью, всегда желнной для Него. Принимая ягью, Господь возвращает нам эту любовь, чтобы мы жили в наполненной ею атмосфере. Он посылает нам ответные дары в виде богатых урожаев, процветания и достатка. Поэтому все, что предлагается Богу, возвращается ко всем людям, а не скапливается где-то в одном месте. Как маленький ребенок часто идет дарить отцу то, что получил от него сам. Видя любовь малыша, отец непременно возьмет его нехитрый дар и с большим чувством снова вернет всем своим детям.

Мы вырастили хороших детей — значит, дали им все, что только могли. Такова жертва родителей. Затем дети, возмужая, заботятся о своих престарелых родителях. Это жертва детей. Так дети и родители приносят благо друг другу.

А. Хакимов, «Карма. Размышления»

Наше будущее определяется тем, насколько мы умеем отдавать и дарить. Душа радуется, если она делает счастливыми других, а не себя. Когда у нас есть возможность помочь делом, — мы дарим плоды своего труда; когда словами — дарим общение; когда мы находимся на расстоянии — мы дарим душевную теплоту.

Если у нас есть дети, то наша обязанность с детства привить им любовь к служению. Один из действенных способов это сделать — научить их дарить другим подарки на собственный день рождения, то есть максимально отдавать тогда, когда ум больше всего ожидает обратного. Таким образом, у человека с начала жизни формируется правильная жизненная установка, что Земля, как ни одно другое место во Вселенной, сейчас нуждается в его любви. А природа человеческой души такова, что она всегда тянется к тому, кто в ней нуждается. Найти свое место в мире, свое предназначение и людей, способных стать нашими близкими друзьями и спутниками жизни, можно только в постоянном поиске способов служения.

Есть люди, которые не способны изменить себя в лучшую сторону. Для них это очень трудно. Им легче изменить все вокруг, чем самого себя. Дело в том, что они слишком любят себя и превыше всего ценят собственное мнение. Поэтому не могут пойти на уступки ради других людей. Понимая свою неспособность улучшиться, они возводят это в принцип, противопоставляя себя обществу. Для таких людей характерны постоянные конфликты на работе и в семье. Это психология бунта. В ней представлены конфликты два качества — невежество и упрямство. Очень интересное сочетание.

Среди животных такими качествами обладает осел. Он тупой и упрямый, поэтому его легко эксплуатировать. Глупца можно просто накормить обещаниями — о светлом будущем, о прогрессе науки и техники, о счастье в семейной жизни, — и он будет работать. В этом мире абсолютно каждый заражен психологией бунта, поэтому здесь все эксплуатируют друг друга. Каждый строптив, но будет «пахать» до седьмого пота, если ему пообещать денег. Осел упрям, но его нетрудно заставить работать, показав пучок травы или морковку, и он пойдет за ней, нагруженный до предела. Он не понимает, что его используют. Ведь травы и так полным-полно вокруг. Но осел глуп и поэтому думает, что ему нужен хозяин и работа, и только тогда он будет счастлив.

Человек, подобный ослу, ищет у всех покровительства, но его все эксплуатируют. По закону кармы бунтарское умонастроение и глупость наказываются эксплуатацией. Но когда человек обретает духовные знания, его уже невозможно так обманывать.

А. Хакимов, «Карма. Размышления»

Почему человек не живет 100 лет? В «Махабхарате» говорится, что причинами этого являются: излишество в речи, чрезмерная гордость, отсутствие щедрости, гнев, чрезмерная жажда знаний и измена друзьям. Они упоминаются как шесть острых мечей, усекающих продолжительность жизни. В свою очередь в «Бхагавад-гите» (16.21), которая является частью «Махабхараты», говорится о трех адских воротах: «Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души».

Таким образом, Веды говорят нам о шести главных и трех самых главных пороках, которые, согласно «Бхагавад-гите» (2.62) перетекают друг в друга по цепочке, начиная с жадности, или привязанности: «Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев».

Жадность — это противоположность бескорыстной отдаче. На первый взгляд, может показаться странным, что даже чрезмерная жажда знаний приносит вред, но все становится очевидным, если заменить слово «жажда» на слово «жадность». И это относится ко всему: чего мы сильно желаем, то и хотим оставить себе. Но единственное, что мы можем накапливать в этой жизни без кармических последствий — это любовь.

Человек от природы рожден для того, чтобы ставить цели и стратегически искать подход к их реализации. Когда есть цель, то есть и энергия, чтобы жить. Как слабому человеку стать сильным? У него должна появиться цель: на день, на неделю, на месяц, на год, на пять лет и так далее. Последняя и самая долгосрочная цель всегда должна быть недостижимой. Смерть в любви или в агонии определяется тем, была ли эта цель приближением к Богу или же имела материальный аспект.

Промежуточные цели так или иначе будут иметь материальную сторону, поскольку связаны с жизнью в материальном теле. Победы и разочарования — непременные спутники любого, кто поднимается по лестинице своих желаний, и следуя диалектическим путем, человеку не следует слишком радоваться победе, так как же не следует предаваться унынию из-за потерь. Качнись маятник в одну сторону — он непременно качнется в другую.

Но если рассматривать процесс реализации желаний как подготовительный и очистительный этап для того, чтобы лучше понять свою духовную природу, то трудности даже предпочтительнее легких побед. Нужно научиться принимать неудачи, крушение надежд как горькое, но драгоценное лекарство.

Тело можно сравнить с машиной, водителем которой является душа. Представьте, что вы едете на автомобиле. Кто движется — вы или машина? Ответ очевиден — машина, вы просто управляете. Но поскольку она подчиняется вашей воле, вам кажется, что едете вы.

Автомобиль, совершая свою работу, изнашивается и ломается, чего нельзя сказать о наших желаниях. Мы по-прежнему хотим ехать. Возникает противоречение. Машина сломалась, но нам нужно двигаться дальше. В этом проблема. Почему водитель страдает? Только потому, что связал свою жизнь с машиной. Теперь он радуется и переживает из-за нее. Это предопределено. Зная законы физики и химии, можно с уверенностью сказать, что любой автомобиль будет ломаться и в конце концов полностью развалится. Поэтому некоторые люди не хотят покупать машину, считая ее тяжелым бременем.

Что касается машины, тут все понятно. Но как быть с телом? Можно ли отказаться от бремени, связанного с его существованием? Разумееется, нет. Тело нужно кормить, содержать в чистоте, организовывать для него отдых, а также заботиться о том, чтобы его уважали другие. Огромная работа. Я просто хочу быть счастливым, но мое тело требует постоянных усилий, поскольку оно неуклонно приходит в упадок. Скажем, я стремлюсь всегда быть чистым, а тело постоянно загрязняется. Поэтому иногда человек думает: «Какрй смысл мыться, если завтра я снова стану грязным?» И все же он должен это делать. Зачем поддерживать то, что неминуемо придет в упадок и в конце концов исчезнет? Только для того, чтобы доставить к цели водителя, сидящего за рулем.

А. Хакимов, «Карма. Размышления»

В сердце каждого человека расположен один и тот же Бог, так же как в миллионах капель росы отражается одно и то же солнце. Зная об этом, людям совсем не трудно будет понимать друг друга. При свете солнца все видят то, что есть на самом деле, а во тьме каждому мерещится что-то свое. Поэтому в каждом доме должен поселиться Бог. Как источник знания и радости, но никак не страха.

А. Хакимов, «Карма. Размышления»

Есть только одна луна, но существуют тысячи ее отражений — в каждом водоеме, в каждой капле росы.
Существует только одно наивысшее переживание, но есть тысячи способов его выражения.

Рабиндранат Тагор

Хари Ом Тат Сат!