Есть такая легенда — о птице, что поет лишь один раз за всю жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания… По крайней мере так говорит легенда.

Колин Маккалоу

Чтобы войти в историю, совсем необязательно совершать много выдающихся открытий или шедевров в искусстве. Достаточно собраться с мыслями один раз и выстрелить точно в цель, и те, у кого это получается, завоевывают сердца миллионов. У австралийской писательницы Колин Маккалоу все было именно так: опубликованный в 1977 году роман «Поющие в терновнике» в одно мгновенье острым шипом пронзил литературный мир, увековечив его автора на доске славы и почета, а еще через 35 лет добрался и до моего сердца, посеяв в нем любовь к литературе, к полетам в неизведанные гнезда и, конечно же, к Австралии.

Мне всегда импонировал образ птицы, широко расправившей крылья; летящей высоко, далеко и с песней наготове. Образ птицы, которая летит не потому, что ищет счастье там, куда летит, а потому, что получает радость от самого полета. Она не боится ни обжечь крылья, ни упасть; не страшны ей ни холод, ни голод, до тех пор пока она летит, ведь полет — ее стихия, ее предназначение и природная страсть. Одна лишь вера с надеждой, да любовь, помогают ей в пути, и если подумать, то что может быть сильнее этой доброй связки?

«Сыграй образ парящей птицы, как сможешь, и спой, насколько хватит голоса, а остальное отдай на милость Бога, предлагающему тебе защиту», — шепчет мне голос сердца.

В «Бхагавад-гите» (18:66) Господь Кришна говорит: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий всех твоих грехов. Не бойся ничего». Слова эти — квинтэссенция всего того знания, которое поведал Арджуне Господь, и повторяет Он их неоднократно, чтобы преданный читатель наконец понял, что страх — это чувство, блокирующее любовь, и тот, кто боится, не может любить. Отсутствие страха, однако, само по себе еще не означает наличие любви, но наличие любви однозначно отрицает страх. Поэтому так важно не ставить себе целью во что бы то ни стало искоренить страхи, а постараться взрастить любовь в своем сердце.

Махатма Ганди говорил: «Йог — это тот, кто в разгар жестокого шторма все еще видит солнце, кто встречает без страха трудности и смерть, кто с уравновешенным спокойным умом идет по полю боя или же отправляется на казнь и чей дух настолько радостный, что даже при раскатах грома он засыпает».

«Смотри на все происходящее с тобой, как на шанс измениться к лучшему».

Вы любите азартные игры? Я нет, но есть одна игра под названием жизнь, играть в которую без азарта — все равно что есть без чувства голода. Великая тяга к жизни, к ее непредсказуемости и многогранности; желание стать лучше, чем ты был вчера; искренне и бескорыстно стараться принести пользу — вот то немногое, что должно воодушевлять нас каждое утро.

Тот, кто живет по сердцу, знает, что проиграть в жизни невозможно. Победа, радость и чувство легкости бытия приходят тогда, когда мы понимаем и принимаем одну очень важную, общую для всех людей миссию: мы приходим в этот мир не для того, чтобы доказывать другим, что мы заслуживаем лучшей доли, а для того, чтобы выделить в себе эту лучшую долю и оставить ее миру — как сказку, как чудо, как песню.

Есть такое хорошее изречение: «Человек открывает смысл человеческой жизни тогда, когда сажает тенистые деревья, зная, что ему никогда не придется отдохнуть в их тени».

«Прочувствуй энергию в своем теле, заботься о своем здоровье и пронеси молодость через всю жизнь так, чтобы и по прошествии века у тебя были силы подняться над облаками».

Лев Толстой писал: «Надо всегда быть радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся». То же самое применимо и в отношении здоровья: если здоровье кончается, ищи, в чем ошибся. В современном мире существует как минимум три проблемы, препятствующие человечеству быть и оставаться здоровым: заблуждение, невежество и лень. Заблуждение наше в том, что болезни приходят неизбежно, порой внезапно, но всегда неотвратимо. Невежество состоит в отсутствии заинтересованности в благополучии своего тела — храма души. А лень заключается в привычке перекладывать ответственность за свое здоровье на людей, которым в большинстве своем оно совершенно безразлично — докторов.

В действительности, болеть и даже стареть так же противоестественно, как для кенгуру переставлять лапы вместо того, чтобы прыгать. Мать-природа заложила в нас колоссальный потенциал к выживанию, но так же как самый лучший двигатель сломается, если постоянно будет работать на высоких оборотах, так и человеческий организм изнашивается быстрее, когда вынужден держаться на сбитых биоритмах и извращенных привычках.

Одного мудреца спросили: «Как увеличить продолжительность своей жизни?» И мудрец ответил: «Научитесь ее не укорачивать».

«Чтобы ни случилось в жизни, какая бы ни была погода за окном, какие бы думы и сомнения тебя ни одолевали, — никогда не переставай заниматься йогой. Поддерживая здоровье в теле, ты поддерживаешь здоровый дух в нем — неугасаемый дух неунывающего человека!»

Один из выдающихся мастеров йоги Б.К.С. Айенгар говорил, что самое трудное в йоге — расстелить коврик и начать заниматься. Йога это не спорт и не соревнование. Йога — это личный духовный опыт, переживаемый через последовательное постижение ступеней этой науки. Так же как у дерева есть корни, ствол и крона, так и ступени йоги можно разделить на три группы: корни — яма и нияма, ствол — асаны и пранаяма, а крона — это все оставшиеся четыре ступени, которые непосредственно относятся к работе над сознанием и тонкими энергиями.

Проецируя практику йоги на жизнедеятельность человека, можно прийти к следующему логическому выводу: ствол дерева, который олицетворяет практику асан, в своей физической основе подобен нашему позвоночнику, а в нематериальной — духовному стержню. В то же время корни — это наш нравственный фундамент, крона — светлая голова, а плоды — ясные позитивные мысли.

Классическая аксиома йоги гласит: «Ты настолько молод, насколько гибок твой позвоночник».

«Будь прост в привычках и общении, говори правду и дари улыбки — маленькие волшебные ключики, отпирающие сердца людей. С другой стороны, не бери чужого, никому не завидуй и никогда не держи обиды — горькие едкие пилюли, отравляющие сердца людей».

Великий гений мысли литературного творчества Лев Толстой, перед талантом которого я не перестану преклоняться до конца своих дней, оставил нам потрясающие по своей доступности и емкости послания, как нужно выстраивать свою жизнь в соответствии с законами бытия. Среди бесчисленного множества его произведений многие знают и помнят лишь «Войну и мир» и «Анну Каренину», в то время как сам писатель относил их к самой что ни на есть обыкновенной беллетристике и, как он сам выражался, «разогреву» публики для главного представления. А главное представление он исполнил под самый занавес своей жизни, оставив человечеству большой сборник коротких изречений «Путь жизни». Казалось бы, всегда, когда хочешь сказать обо всем, получается ни о чем. Но только не у Льва Толстого! Попроси меня дать оценку прочитанного одним предложением, я бы ответил так: «Эта книга-сокровище предназначена для всех, но не все предназначены для нее».

Льву Толстому не только хорошо получилось написать о силе простоты, но и написать о трудных для понимания вещах простым языком. Так же как правда всегда прямолинейнее лжи, доброта сильнее гнева, а прощение слаще обиды, так и простота имеет множество преимуществ перед вычурностью. Простота говорит сама за себя, она чиста и непорочна изначально. Взять, к примеру, нашу пищу. Что может быть проще морковного жмыха, смешанного с корнем имбиря, подсолнечными семечками и заправленного медом? А попробуйте-ка объясните своей печени про то, из чего состоит какой-нибудь магазинный полуфабрикат или кусок мертвечины, завернутый в красивый фантик. Не получится.

В ведическом трактате «Вишну-пурана» написано: «Тот, кто обожает высшего, у того гордость исчезает из сердца так же, как свет костра при свете солнца. Тот, чье сердце чисто и в ком нет гордости, кто кроток, постоянен и прост, кто смотрит на всякое существо, как на своего друга, и любит каждую душу, как свою, кто одинаково обращается с каждым с нежностью и любовью, кто желает творить добро и оставил тщеславие, — в сердце того человека живет владыка жизни. Как земля украшается прекрасными растениями, которые она производит, так же украшается и тот, в душе которого живет владыка жизни».

«Никогда не переставай самосовершенствоваться. Прогресс только в движении вперед. Тот, кто остановился, уже незаметно для себя движется назад».

Самосовершенствование — глобальная система личностного развития по трем направлениям: улучшению себя, улучшению своих отношений с людьми и улучшению своих отношений с Богом. Когда заботишься о себе, о своем физическом и духовном здоровье, то непременно становишься добрее и снисходительнее к окружающим. А когда взаимоотношения с людьми становятся гармоничными, когда начинаешь видеть частичку Божественного в каждом человеке, то и все целое, вечное и нерушимое — Бог — открывает для тебя новые горизонты.

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», — сказано в Евангелии. Это не значит то, что Христос велит человеку быть таким же совершенным, как Бог, а значит то, что всякий человек должен делать усилия сознания, чтобы приближаться к совершенству. Полное совершенство — это Бог; дело же человека приближаться к этому совершенству, и в этом приближении жизнь человека.

«Все, данное тебе, — дано Богом. Все, отнятое у тебя, — отнято Богом. То, что у тебя осталось, — всегда было с тобой. Дорожи этим и делись безмерно, потому что этот колодец и есть твое дыхание жизни».

Мы можем потерять богатство, но сохранить чувство щедрости и сострадания. Мы можем никогда не влюбиться, но при этом не потерять любовь в душе. У нас может не быть музыкального инструмента, но в сердце вечно играть музыка. Объекты наших чувств преходящи, а сами чувства — вечны.

Всегда помните: «Все то, что вы можете потерять — ценностью не является».

Есть на свете одна молитва чудная, повторять которую можно бесконечно. Что-то очень простое и вместе с тем великое сокрыто в этих 16 словах, так что на душе становится тепло и радостно. И верится, и плачется, и так легко-легко... Я никогда не забуду эту молитву, потому что она не раз спасала мне жизнь, и все сделаю, чтобы наше следующее поколение тоже помнило ее.

Марк Твен говорил, что только о двух вещах мы будем сожалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали. Я бы добавил, что мы будем сожалеть еще и том, что мало воспевали имена Господа, тем более что у нас всегда была для этого возможность.