После прочтения книги «Путешествие к себе», как всегда, хочется поблагодарить не только автора — непревзойденного Радханатху Свами, но и, конечно же, Господа Кришну за то, что позволил этой жемчужине мудрости оказаться в наших руках. Мы не перестаем восхищаться, как можно так просто и в то же время глубоко рассказывать о самом главном, самом сокровенном и самом необъятном. Воистину, в наш век, когда большинство людей слишком жадны, чтобы растрачивать свое время на чтение серьезных духовных книг, таких как «Бхагавад-гита» или «Шримад-Бхагаватам», эта книга будет еще одним светлым маячком, озаряющем ночную тьму, — маячком пусть и маленьким, смиренным, но все же светящим в нужном направлении. И так хочется пожелать людям всего мира когда-нибудь дотянуться до него.

Среди многообразия затронутых автором тем, больше всего размышлений нам подарила следующая.

Счастье — это состояние ума. Любые проявления двойственности — почет и бесчестье, успех и неудача, удовольствие и боль - приходят и уходят, «подобно зиме и лету» («Бхагавад-гита», 2.14). Удовлетворение живет только в сердцах тех, кто умеет быть благодарным. Когда мы благодарим за те возможности и дары, которые приходят к нам как в хорошие, так и в плохие времена, мы притягиваем к себе милость свыше.

И следом приводится притча, которая иллюстрирует сказанное:

У одного крестьянина была лошадь, его единственное богатство. Однажды лошадь вырвалась и убежала на волю. Увидев это, сосед стал ему сочувтствовать: «Какая беда! Ты лишился единственной лошади!»

Крестьянин в ответ лишь пожал плечами: «Неизвестно, беда это или удача. Поживем — увидим».

Через несколько дней сбежавшая кобыла вернулась вместе с диким жеребцом, которого повстречала в горах. Это привело соседа в замешательство: «Хмм. Похоже, что побег кобылы обернулся для тебя удачей. Теперь у тебя две лошади».

«Удача или нет, поживем — увидим», — снова пожал плечами крестьянин.

На следующий день сын крестьянина взялся объезжать дикого жеребца, но тот сбросил его, и сын сломал ногу.

«Какое несчастье, — сокрушался сосед. — Твой единственный сын сломал ногу. Теперь тебе некому будет помогать по хозяйству».

«Счастье или несчастье, поживем — увидим», — пожал плечами крестьянин.

В скором времени страна начала войну, и вех молодых людей из этой деревни забрали в армию. Все они погибли, и только сын крестьянина, которого не призвали в армию из-за сломанной ноги, остался в живых.

На этот раз сосед не стал оценивать ситуацию. Он только спросил крестьянина: «А это что, к счастью или к несчастью?»

Глядя в небо, крестьянин почесал подбородок и ответил: «Годы научили меня тому, что далеко не все нужно принимать за чистую монету. Солнце скрывается и за белоснежными облаками, и за мрачными тучами. Если мы благодарны, терпеливы и верны как в светлые, так и в темные дни нашей жизни, на нас обязательно прольется свет милости».

Иными словами, мы, неполные знаний существа, никогда не сможем достоверно знать, что в нашей жизни стало счастьем, а что — несчастьем. Жизнь — это поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв звезды, и хотя нам может показаться, что ситуации почти всегда однозначны, на самом деле наоборот — они всегда неоднозначны. Человек полагает, а Бог располагает. Планы человеческие, даже самые продуманные, несовершенны и изменчивы. Бог же творит всегда всем во благо.

Сколько лет живем на этом свете и сколько раз убеждаемся в одном: «То, что случается, случается вовремя». Существует два лагеря людей: одни придерживаются мнения, что человек полностью свободен в своем выборе и жизнь есть русская рулетка, а вторые — что все жестко предопределено. В действительности все предопределено только на физическом уровне. Астрология говорит нам, что свобода выбора вещь условная, поскольку весь сценарий жизни уже написан до рождения и окончательно подписывается самим человеком в момент рождения. Но вот что касается отношения к происходящим событиям, здесь у нас есть выбор, который затем сформирует карму для будущих воплощегний.

Может прозвучать странно, но одной из основных потребностей души, наряду с необходимостью в любви, является потребность в том, чтобы иметь возможность совершать ошибки. Примерно так же, как для нашей иммунной системы полезно сталкиваться с вирусами, чтобы научиться вырабатывать правильный иммунный ответ и становиться сильнее, точно так же и для души необходимо проходить через жизненные трудности, чтобы закаляться и не «прикипать» к материальным вещам.

Наша душа хочет свободы! Это ее изначальное и вечное состояние, но свобода ей нужна не столько физическая, социальная или интеллектуальная, сколько свобода на тонком плане, которая помогла бы ей ближе соприкоснуться с Божественным, почувствовать свое подчиненное положение от воли Бога. Важно помнить, что мы все от кого-то зависим, и даже если существуют люди, которые могут назвать себя полностью независимыми, они все равно зависят от воли Всевышнего. Только когда человек отчетливо осознает свое зависимое положение от Бога, играя роль Его вечного преданного слуги, — только тогда начинает происходить то, что называется Божественным откровением, или духовным осознанием.

Когда мы доверяем, мы позволяем жизни двигать нас вперед, даже если кажется, что все идет совсем не так. Вручить свою жизнь Всевышнему на самом деле не так страшно, если задуматься о том, что мы постоянно вручаем свою судьбу тем или иным людям в этом мире, например пилотам воздушных судов или врачам медицинских учреждений, которые, однако, заслуживают гораздо меньше доверия, чем Тот, благодаря кому мы появились на свет и чьей частью мы все являемся.

В наше время принято ошибочно считать, что вручить себя в руки Бога значит пустить жизнь на самотек. Так думают лишь закостенелые материалисты. Тот, кто хоть раз оказывался на первый взгляд в безвыходной ситуации и, с устремленным вверх взглядом, вместо обидного «почему?» смиренно вопрошал «для чего?», знает, что это не так.

Жизнь во многом нелогична с человеческой точки зрения, но с Божественной — всегда логична.

Если бы Шрила Прабхупада, находясь в плавании из Индии и Америку, будучи на своем 70-м году жизни и имея всего 40 рупий в кармане, размышлял о своей жизни, руководствуясь человеческой логикой, он так никогда и не достиг бы берегов Америки. Он — человек, полностью отдавшийся на волю Бога, просто не перенес бы тех сердечных приступов, морской болезни, голода, холода и других неприятностей, которые сопутствовали ему все это время. Но решимость человека, ведомого волею Бога, не знает сомнений.

«О, Господи, я — марионетка в Твоих руках. И раз уж ты привел меня сюда танцевать, так заставь, заставь меня танцевать, о Господь, заставь же меня танцевать так, как Ты того хочешь», — вот какие слова произнес Свами Прабхупада, едва сойдя на берег совершенной чужой ему земли, где его никто-никто не ждал.

Боялся ли Свами Прабхупада совершить ошибку с своей жизни? Нет, он просто доверял Потоку жизни — Кришне, или Верхновной Личности Бога.

Величие человека нужно измерять по его способности терпеливо относиться к вызовам, которые бросает нам жизнь.

Бхактиведанта Свами Прабхупада

Неудачи же случаются, когда мы перестаем доверять тому самому Потоку жизни, который хочет нас уберечь, но которому мы, неполные знаний существа, решили не доверять. А страх, пусть и неосознанный, но по-глупости впущенный в сердце, блокирует одно из самых важных чувств — интуицию.

И как же, скажите на милость, человек отправится в путешествие к себе, если у него не будет ни доверия, ни смелости, ни интуиции? Переплыть океан неведения будет просто невозможно...

Жизнь отправляет нас в многочисленные путешествия, и все они, в конечном счете, предназначены для того, чтобы привести нас к любви, скрытой в наших сердцах. Божественная любовь живет в месте, недоступном ни для ума, ни для чувств, ни для интеллекта. Она живет в душе и ждет, когда вы отыщете дорогу к ней. Она — как река, что вечно стремится к морю. Там, за мимолетными радостями и горестями материальной жизни, царит безграничная красота, сладость и любовь к нашему Верховному возлюбленному, который зовет нас домой.

Радханатха Свами, «Путешествие Домой»