Как мы уже говорили, наша основная миссия в рамках этого путешествия по Индии заключалась в посещении храмов Кришны, и первый храм в нашем списке находился во Вриндаване. Это был храм Кришны-Баларамы — храм Международного общества сознания Кришны (ИСККОН; англ. International Society for Krishna Consciousness — ISKCON). Храм был сооружен в 1975 году по инициативе основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады. На сегодняшний день он является одним из самых популярных храмов во Вриндаване и одной из основных достопримечательностей в этом городе.

Поскольку наш отель располагался недалеко от этого храма, то пошли мы к нему пешком, по дороге принимая прасад и фотографируя местный колорит.

Не далее как через километр от отеля мы увидели по левую сторону от дороги Вриндабан-чандра мандир. Это еще одно место паломничества во Вриндаване. Храм был открыт в 2006 году в благоприятный день Шри Рама Навами. Комплекс включает в себя центральный купол высотой 12 метров, окруженный круглым тором. Расположенная в торе кухня «Акшая Патра» ежедневно готовит пищу и снабжает ею более 155 000 детей в округе Матхура, а ресторан, размещенный в цокольном этаже купола, предлагает посетителям восхитительный Шри Кришна прасад. Храмовый комплекс окружен зелеными лужайками и деревьями. Вся округа содержится чистоте, что, как мы поняли, является уникальным явлением во Вриндаване, и создает освежающую обстановку для людей, посещающих этот город.

Прасад, или прасадам, — пища, предложенная божеству в храме или в домашних условиях и распространяемая после этого среди верующих как духовный и священный дар. Последователи индуизма верят в то, что в процессе обряда предложения материальные элементы входят в контакт с объектом поклонения и приобретают духовные качества.

Таким образом, прасад является результатом определенного обмена между божеством и верующим, основанного на любви или просто почтении. Например, верующий предлагает цветы, фрукты или другую пищу. Затем божество в одной из своих форм мурти «наслаждается» или вкушает предложенное ему, после чего прасад почтительно принимается верующими.

При входе в храм висят две таблички. Первая регламентирует правила поведения: заходя, снимать обувь; не пользоваться мобильными телефонами; не фотографировать и не курить. Вторая показывает расписание подношений, а также просит петь «Харе Кришна» махамантру и быть счастливыми. Действительно, что в этом сложного — быть счастливым?

Считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего, переводит ум с материалистической платформы на трансцендентную, освобождает от последствий кармы. В гаудия-вайшнавизме считается, что повторение этой мантры позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.

От того чтобы не фотографировать мы, однако, отказаться не могли, поскольку иначе мы бы не были фотокорреспондентами газеты «Правда». С другой стороны, фотографировать божество вблизи считается проявлением неуважения, и дабы не портить карму, больше мы так не делали.

Выйдя из храма, мы отправились дальше, вдоль главной улицы Вриндавана. Порадовались, когда увидели среди статуй с формами местных обитетелей животного мира и своих родных сумчатых друзей.

Дурга — одна из самых популярных богинь в индуизме. По одной из версий, выступает как супруга Шивы в одной из ее грозных форм. Согласно некоторым представлениям, она представляет собой объединенную божественную силу, чтобы установить равновесие и гармонию. Обычно изображается в виде десятирукой женщины, восседающей на гималайском тигре или льве, держащую в пальцах различные средства защиты и нападения, а также атрибуты различных богов — трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, ваджру Индры и другие.

Во время нашего посещения Вриндавана никаких особенных праздников не было, но людей на улицах оказалось больше, чем мы ожидали. И все они шли по направлению к храму. Было даже немного страшно представить, что здесь творится, когда преданные со всей Индии съезжаются сюда на Кришна-джанмаштами — день явления Господа Кришны, который проходит в августе-сентябре.

Количество мусора поражало нас все больше и больше. Прасад, правда, раздавали в специальных мисках, сделанных из листьев какого-то дерева, что по идее должно быть экологически чище, чем бумажные чайные стаканчики.

Несмотря на то что антисанитария в Индии превышает все мыслимые и немыслимые пределы, мы не смогли удержаться от того, чтобы не отведать уличный прасад хоть раз. По вкусу это сладкая манка или маленькие пшеничные шарики во фруктовом сиропе.

Коровам, как мы заметили, такое блюдо тоже нравится.

Еще через пару километров мы наконец увидели храм Кришны-Баларамы. Как и во все индийские храмы, здесь тоже нужно было снимать обувь, но снять ее перед главным входом, вернее, бросить в груду остальной обуви, было слишком большим испытанием для наших сомнительных умов, поэтому мы зашли с противоположной стороны, где людей было меньше.

Шрила Прабхупада говорил о храме Кришны-Баларамы как о самой удачной и прекрасной постройке во всем движении Международного общества сознания Кришны и хотел, чтобы он стал священным местом поклонения Господу для всего мира.

Пожалуй, самой большой неприятной неожиданностью во время посещения Вриндавана для нас явилось неимоверное количество мусора, разбросанного на улицах. Да, мы знали, что Индия печально известна именно этим, но в душе мы лелеяли надежду увидеть хотя бы отчасти образ того города, который описан в памятниках древнеиндийской литературы. Похоже, что Кали-юга не пощадила даже эти священные места, но разве такие проявления деградации не то, с чем человек должен бороться, а не смиряться?

Хотели мы зайти и в храм Маданамоханы — самый древний из сохранившихся кришнаитских храмов во Вриндаване, — но вход по непонятным причинам оказался закрыт.

Мы не переставали удивляться, с какой легкостью индусы носят у себя на голове негабаритные и достаточно тяжелые грузы. И часто они этот груз даже не поддерживают руками, показывая чудеса балансировки. Почему они носят грузы именно на голове? Во-первых, нагрузка сосредоточена по линии позвоночника, и, как следствие, весь вес уходит в землю, минуя трудозатраты человеческих мышц. А, во-вторых, груз, размещенный на голове, почти не подвержен колебаниям во время ходьбы. И человек не тратит лишней энергии на сохранение равновесия ноши, а значит меньше устает. Кроме того, поскольку идти приходится с прямой спиной, то такой вид переноса грузов еще и сохраняет правильную осанку. Кстати, в России до революции ношение грузов на голове тоже было обычным явлением, но почему-то эта традиция была утрачена.

Пробираясь сквозь толпу, мы вышли к реке Ямуне. Ямуна как приток Ганга — это одна из самый полноводных, святых и вместе с тем грязных рек в Азии. Воды Ганга, по легенде, обладают способностью к очищению, снятию грехов, а сама река остается символом святости и чистоты, несмотря на физическое загрязнение ее воды.

Нам очень навязчиво предлагали прокатиться на одной из лодок, хотя мы и пытались объяснить, что пришли просто дотронуться до воды и больше ничего. Еще много раз мы ловили себя на мысли, что самое лучшее дополнение к посещению святых мест — это тишина и уединение, но по иронии судьбы в Индии такое бывает далеко не всегда.

Ганг — популярное место захоронения. Поскольку река в индуизме является связующим звеном между Землей и Небом, считается, что когда индуисты бросают пепел своих умерших родственников в воды этой реки, они помогают им достичь мокши (спасения) и попасть на небеса. Поэтому кремация в любом месте вдоль реки является желательной для индуистов. Зачастую люди везут умерших сюда через всю страну, а на берегах реки постоянно горят костры, на которых сжигают мертвецов. Если кремация на берегу реки невозможна, родственники впоследствии могут привезти пепел к Гангу, а некоторые компании предлагают его перевозку даже из-за рубежа и выполняют соответствующие церемонии рассеивания пепла. Самые бедные индийцы, однако, часто ввиду высокой, по их мнению, стоимости дров для кремации, стоимости услуг электрических крематориев и стоимости услуг брахманов, считают проведение церемонии чрезмерно дорогим, отчего просто бросают тела мертвецов в воду.

Активному загрязнению реки помогают не только люди живые и мертвые. Свою лепту вносят и животные, но она на фоне существующего хаоса выглядит просто символической. Впрочем, если посмотреть на это с другой точки зрения, которая имеет своих поклонников, то считается, что экскременты коров обладают не загрязняющими, а, напротив, очищающим эффектом.

Смотря на весь этот ужас, творящийся на улицах священного города, мы в душе понимали, что попали, должно быть, в самую злачную его часть, и наверняка где-то здесь есть место спокойное, тихое, чистое, с зелеными лужайками и раскидистыми деревьями. Но искать его было некогда, а на вторую половину дня у нас была запланирована поездка в Радхакунд, что близ Говардхана, для посещения Радха-кунды. Поэтому мы поспешили отправиться обратно в отель, чтобы после обеда выехать туда.

Когда места совсем мало, а ехать надо, то люди ездят и верхом, причем не только на крышах рикш, но и на крышах вагонов электропоездов.

Город Радхакунд получил свое название в честь расположенного здесь священного пруда Радха-кунды, который является «самым святым местом во Вселенной» для последователей гаудия-вайшнавизма. Одним из первых упоминаний об этом священном статусе Радха-кунды является «Упадешамрита» (текст 9) — богословский труд XVI века авторства вайшнавского философа и богослова Рупы Госвами:

Город Матхура превосходит даже Вайкунтху, царство духовных богатств, ибо там явился Шри Кришна. Матхуру превосходит лес Вриндавана, поскольку в нем проходил танец раса. Вриндаван превосходит холм Говардхана, потому что Шри Кришна поднял его Своей лотосоподобной рукой и совершил на нем много лил вместе со Своими преданными. Но даже Говардхана уступает Шри Радхакунде, ибо она погружает каждого в нектар божественной любви к Шри Кришна. Какой же здравомыслящий человек не захочет служить этому великолепному пруду, который так красиво расположился у подножия холма Говардхана?

Согласно легенде, после того, как Кришна убил демона Ариштасуру, явившегося ему в образе гигантского быка, возлюбленная Кришны Радха начала порицать его действия. Радха заявила, что если Кришна желает очиститься от греха убийства священного животного, то он должен омыться во всех существующих священных реках и водоемах. Рассмеявшись, Кришна ударил стопой по земле так, что в ней образовалась яма. Затем он призвал все священные реки явиться и заполнить эту яму своими водами. Кришна принял омовение в этом озере, которое с тех пор стало называться Шьяма-кундой. Тогда рассерженная Радха вместе со своими подружками-гопи рядом с кундой Кришны вырыла идентичную кунду, используя для этого свои браслеты. Воду в кунду гопи начали приносить из другого священного озера Манаси-ганга, расположенного на Говардхане. Вскоре олицетворенные священные реки явились перед Радхой и согласились заполнить своими водам также и озеро Радхи, которое с тех пор стало известно как Радха-кунда. В течение многих веков местоположение Радха-кунды было утеряно, пока вайшнавский святой Чайтанья не открыл заново это место в 1514 году.

Какой же вывод сделали мы в своем уме о Вриндаване, побывав в нем всего один день? — спросите вы. Скажем честно: как для обыкновенных, еще далеких от полного смирения и абсолютной любви к Богу людей, которые находились в Индии только 48 часов, для нас все было дико. Но это не потому, что Индия дикая страна, отнюдь. Просто, как говорил Шрила Прабхупада, глаза наши еще не были смазаны бальзамом любви, а судили мы этот город лишь по внешним проявлениям.

Обычный человек, посетивший Вриндаван, место игр Радхи и Кришны, не увидит там ничего, кроме тощих собак, отхожих мест прямо на улице, проказливых обезьян, соленой воды, жующих коров, вездесущих всеядных свиней, навязчивых торговцев. Он услышит оглушительное гудение со всех десяти направлений, какофонию рёва дизельных автобусов, мотороллеров, грузовиков, автомобилей и велосипедов. Сухая песчаная земля покрыта там невысокими колючими деревьями, телеги запряжены лошадьми, буйволами, быками или верблюдами. Ужасающе жаркое лето сменяется чреватой простудой холодной зимой, а дети в порядке вещей испражняются прямо на дороге.

Внешне Вриндаван предстает ветхим, запущенным и не имеющим ничего общего с небесным раем. С развитием кали-юги это впечатление может еще более усилиться. Свами Прабхупада говорил, что из-за отсутствия благочестия у жителей Вриндавана это место стало похоже на пустыню, а в будущем будет ещё хуже. «Это земля Кришны, Вриндаван, — говорил Шрила Прабхупада, — а они совершают здесь греховные поступки. Кришна их накажет».

Один преданный спросил Шрилу Прабхупаду: «Как нам понять, что Вриндаван — обитель Кришны? Кажется, что в ней столько грязи!» — «Это потому, что твои чувства не чисты, — ответил Прабхупада. — Но когда твои глаза будут смазаны бальзамом любви, ты тоже сможешь увидеть настоящий Вриндаван. Не суди о нем по внешним проявлениям».

В другой раз Шрилу Прабхупаду спросили: «Почему сейчас Вриндаван кажется таким грязным и запущенным?» — «Эта непривлекательность создана йога-майей», — ответил Прабхупада. — «Это покров Кришны. Он выглядит таким образом, чтобы уводить прочь атеистов и имперсоналистов. Для преданного этот Вриндаван неотличен от Голоки Вриндаваны, обители Кришны в духовном мире. Он скрывает себя от материалистов. Земной Вриндаван — отражение Голоки Вриндаваны, и поэтому неотличен от нее, но поскольку он проявлена в материальной вселенной, здесь действуют законы материальной природы».

Маханидхи Свами, отрывок из книги «Величие Шри Вриндавана Дхамы»